Абылхан Кастеев

От составителей

Информационно-библиографический отдел Южно-Казахстанской областной спец-библиотеки для незрячих и слабовидящих граждан подготовил библиографический ука-затель, посвященный 110-летию живописца, графика, народного художника Казахстана Абылхана Кастеева.

В указатель включены все выявленные материалы, имеющиеся в фондах библиотеки.

Указатель состоит:

-Предисловие

-Вступительная статья о творчестве Абылхана Кастеева

-Список литературы о жизни и творчестве

Абылхана Кастеева

-Список используемой литературы

Указатель адресован широкому кругу читателей, а также может служить справочным пособием для студентов и школьников.

 

 

Абылхан Кастеев

( 1904-1973)

Абылхан Кастеев-живописец, график, народный художник Казахстана (1944), лауреат Государственной премии им. Ш. Уалиханова (1967), один из основателей казахского изобразительного искусства. Родился в Алматинской области. В 1930 году Кастеев переезжает в Алматы, где под руководством художника Н. Г. Хлудова впервые знакомится с акварелью, затем в Москве учится в мастерской И. И. Бродского.

Абылхан Кастеев стал ярчайшим выразителем основных тенденций, связанных с адаптацией европейских форм культуры в Казахстане. В его работах отразилось непосред-ственное ощущение непростого для республики времени, ознаменованного сменой исторических эпох. Обладая колоссальным природным даром, он стал художником, сумевшим привнести  новое по форме искусство.

Отсутствие в традиционном искусстве Казахстана изобразительных традиций поставило перед А. Кастеевым сложную задачу овладения натурным восприятием, передачи форм предметного мира. Поэтому не случайно натура стала идолом для художника, он оставался верен ей до последних лет своей жизни. Но Абылхан никогда не был рабом натуры, выбирая в предлагаемых самой жизнью и природой сюжетах те, которые давали ему возможность импровизировать для выражения чувства ритма и гармонии, эмоциональных переживаний, навеянных традиционной культурой.

Овладевая азами реалистической живописи, А. Кастеев создает свои первые работы в стиле примитива, ставшего для художника начальной ступенью к постижению реалистического метода отражения дейст-вительности. Примитивизм нашел свое яркое отражение в ранних работах А. Кастеева.

Анализ работ А. Кастеева позволяет выявить два основных периода в его творчестве-довоенный и послевоенный. Каждый из периодов носит качественно свой характер и характеризует динамику развития  изменений, происходивших в искусстве Казахстана.

В работах художника, относящихся к концу 1920-х годов, отразились первые опыты освоения новых средств художественной выразительности. Нельзя не заметить, что в них достаточно ощутимо отсутствие традиций изобразительности в казахском искусстве. Первые картины выполнены в примитивистской манере или в манере народного лубка: рисунок в большей мере условен и схематичен, светотеневые разработки и нюансировка цвета отсутствуют, композиции статичны, фигуры скованы. Такая манера была естественным след-ствием народного образного мышления, первых шагов освоения совершенно нового для искусства Казахстана способа отражения действительности. Лубочное начало четко прослеживается в полотне «Чабан» (1934). Вместе с тем эту работу можно назвать одной из лучших в серии портретных образов. Она интересна не только своей автобиографич-ностью ( в молодости А. Кастеев был пастухом, работал на местного бая), но и своей народностью, типичностью образа, за которым угадывается характер. Тем не менее, именно в работах раннего периода более полно сохраняется естественность и искренность чувства художника, впервые и первым получившиего возможность выразить свою любовь к родной земле в столь непривычных для традиционного искусства формах. Его сюжеты незамысловаты, как и сама жизнь простого народа, но вместе с тем они полны чистоты и искренности чувств, они говорят о темах вечных, значимых во все времена.

К числу ранних относятся работы «В школу» (1930), «Внутренний вид юрты»(1929),  « Портрет сестры» и др.

Постепенно в творчестве А. Кастеева все более возобладают реалистические тенденции: уроки , полученные у Н. Хлудова, а также общие тенденции развития казахстанского искусства с регламентируемой реалистической направленностью дали свои плоды. До рассматриваемого периода казахское искусство не имело традиций портретных изображений (не считая довольно условных, схематичных ликов балбалов-каменных степных скульптур, изобра-жавших героических предков). Поэтому не случайно основным жанром, к которому обращается художник на ранних этапах своего творчества, является портрет. К числу лучших произведений этого круга относятся «Автопортрет» (1931), «Портрет Кенесары» (1935) и многие другие. В этих работах проявилось умение художника подметить тонкие нюансы настроения персонажей, их характер, внимание к деталям, наблюда-тельность.

Первые портреты А. Кастеева довольно статичны и немногословны, в них все направлено на фиксацию и самоценность самого образа, создание типажа, характеризующего казахский народ.  Таковы портретные образы девочки-казашки (1932), портрет молодой казашки в голубом (1931), портрет казаха-пограничника (1930) и др. Эти работы, ставшие первым опытом освоения портретных образов, объединяет характер этнографических зарисовок, статичность композиций, некоторая оцепенелость, застылость фигур, отсутствие внимания к внутреннему миру персонажей. Несмотря на заметную профессиональную скованность, их историческая и художественая ценность несомненна: это первый  опыт в истории казахского искусства, отразивший стремление к созданию собирательного этнического образа.

Обращаясь к образам народных героев, А. Кастеев интуитивно придерживается манеры письма, близкой к народному пониманию формы и цвета, в образах современников.

За годы своей работы А. Кастеев многократно обращается к образу Абая, поэту и классику казахской литературы (« Абай около юрты»,1934; « Юрта»,1934; и др., всего около 30 работ в технике рисунка карандашом, тушью, акварелью, живописи маслом), решая его то в сугубо портретном, то в жанровом ключе. В каждом случае для него важно подчеркнуть главную особенность-просветительскую роль Абая в казахской истории и культуре.

К серии портретов исторических личностей относится ряд изображений народного акына Джамбула ( 1937, 1972, 1973). А. Кастеев не придерживается наработанных штампов, и в каждом случае отходит от столь ожидаемого хода, призывающего расположить образ народного певца на фоне панорамного пейзажа раздольной казахской степи. Мы видим Джамбула, играющего на домбре, сидя на полу, в темной комнате; интерьер комнаты образуют расстеленные ковры и сундуки на заднем плане со сложенными стопками подушек и одеял. Эта камерность подачи образа, даже некоторая бытовая приземленность, настраивает на доверительные, лирические интонации звучащих песен (1937).  В работе 1973 года Джамбул вновь показан в интерьере с посохом в руках. Это уже пожилой человек с орденом Красной Звезды на лацкане пиджака. Работа привлекает своей психологической глубиной-во взгляде Джамбула сквозит незаурядный ум и опыт прожившего интересную жизнь человека.

Ранние сюжетные композиции выглядят как достоверный документ эпохи: таковы полотна « Внутренний вид юрты» (1929, 1934),    «Турксиб» (1932), «Женщина в юрте, взбивающая кумыс» (1934), « Сенокос» (1934),    «Сбор хлопка» (1935), « Доение кобылиц» (1936), «Колхозная молочная ферма» (1936),      «Бесбармак» (1940) и др. Именно в  таких рабо-тах ощущается ритм жизни казахского аула, размеренный и неспешный, несмотря на все передряги и потрясения времени.

Одно из ведущих мест в творчестве художника занимает пейзаж. Ранние пейзажи, такие как «Весна» ( 1930-е годы), « Вид Малой станицы» (1937),  «Пейзаж с овцами», подкупают своей бесхитростностью и камерностью, проникновенным лиризмом.

Нередко пейзажи совмещены с жанровыми, бытовыми сценами, что типично для видения мира казахским художником, так как большая часть жизни скотовода-казаха проходит на природе. Со временем А. Кастеев преодолевает статику своих первых живописных опытов и совершает подлинный прорыв, переходя к сюжетным композициям с развернутым повествовательным рядом, большей динамичностью изображаемых сцен. Многие его работы напоминают мини- рассказы, повествующие о жизни простого народа, в основном сельских жителей, и отличаются доскональным знанием мельчайших особенностей быта.

Черты новой жизни, нового быта все активней вторгаются в повседневность, и А. Кастеев стремится запечатлеть каждый шаг их уверенной поступи. Таковы работы «Колхозный той» (1937), «У сепаратора» (1938), « Новый быт колхозника» (1938). Повествовательность работ А. Кастеева стала еще одной важной заслугой художника, шаг за шагом уверенно осваивав-шего новый вид искусства.

Своеобразное отражение в довоенных работах А. Кастеева нашла социальная тематика: таковы работы «Насильственный увоз девушки          » (1937), «Сватовство бая» и др. Стремясь подчеркнуть остроту ситуации в этих работах, художник прибегает к экспрессивному рисунку, более выразительным силуэтам. В работах проявляется фольклорное начало, повествование и бытописание, что придает им характер иронических зарисовок. Надо отметить, что живопись А. Кастеева очень спокойная по своей общественно-социальной тональности, особенно учитывая характер времени, в ней нет драматизма эпохи, напротив, она полна светлого мироощущения и радостного восприятия жизни.

Стремлением художника овладеть таким достаточно сложным жанром, как батальный, стала его работа « Атака Амангельды» (1939). Образ и темы, связанные с народным батыром Амангельды Имановым, одним из важнейших действующих лиц гражданской войны в Казахстане, не раз появляются в творчестве А. Кастеева. Для художника Амангельды-не просто востребованный временем, политически ангажированный герой, но и символ мужества, победы и воли казахского народа, вступившего в новую жизнь, поэтому не случайно он изображается, как правило, в окружении своих воинов ( « Поход Амангельды»,1951; « Сарбазы Амангельды», 1970).

В послевоенный период художник все уверенней демонстрирует свое владение приемами реалистической живописи; от трогательного наива он переходит к почерку профессионального мастера. Его пейзажи сохраняют широту мировидения, масштабность композиций и вместе с тем приобретают  новые качества, характерные для живописи реалистического толка. Таковы работы «Уйгурская мечеть» (1945),  « Горный пейзаж» (1972) и др.

В связи  с меняющейся манерой письма А. Кастеева нельзя не отметить наличие своеобразного парадокса:приобретая высокие профессиональные качества, свидетельствую-щие о все более уверенном владении художника приемами реалистической живописи, его произведения несколько теряли в своей  искренности и индивидуальности, уподобляясь большому кругу аналогичных работ, появив-шихся в эти годы.

Но все же не социальные преобразования общества, а вечные темы человека и природы волнуют художника. Работы последних лет свидетельствуют о том, что он остался верен своим идеалам в искусстве. Его произведения-о вечности и бесконечности бытия, нетороп-ливости и размеренности жизненного уклада, самоценности каждого мгновения, из которых складывается вечность.

Его пейзажи последнего десятилетия по-прежнему проникнуты возвышенным эпическим звучанием, в них нет примет времени как таковых, они о вечном, как олицетворение мечты об «идеальной земле»и «идеальном мире». Таковы работы « Весна в горах» (1963),  «Кумысная ферма» (1967) и др. Одна из последних работ мастера « Кенен Азербаев» (1973) стала выражением темы , которая была наиболее близка внутреннему его миру:  у юрты, на фоне широкой панорамы степи, собрались стар и млад, чтобы послушать музыку знаменитого акына. Горы, небо, пастбища, пасущиеся стада животных, стреноженные лошади, просторы водной глади или величественная архитектура прошлых эпох, неторопливая беседа в сумерках у юрты, общность жителей аула, словно образующих единую семью,-вот сюжеты, наиболее типичные для работ этого круга, которые и придают непреходящую ценность всему творчеству А. Кастеева.

Подводя итоги исследования творчества А. Кастеева, основных этапов его работы, эволюции стиля, отметим следующее. Роль А. Кастеева в культуре Казахстана ХХ века трудно переоценить. Он стал первым национальным художником, с именем которого связано становление профессионального искусства. Основоположник нового для казахской культуры вида искусства, обладающий прирожденным талантом, он первый из казахских мастеров освоил опыт европейской живописи и вместе с тем смог сохранить и претворить в свое творчество архитипические черты традиционного мышления, классические темы и образы народной культуры. Овладев основами европейских форм искусства, он остался близок традиционно-патриархальным эстетическим представлениям, что нашло свое яркое отражение в его живописном языке, трактовке пейзажей, жанровых полотен, портретов. А. Кастеев стоял также у истоков формирования жанров казахской живописи, оказав определяющее влияние на последующее ее развитие.

 

 

 

Литература о жизни и творчестве

Абылхана Кастеева

 

92(5Каз)                Большая Советская   Эн-

Б79                     циклопедия [Текст]  Т.3 / Гл.

ред. А.М. Прохоров.-М.: «Со-

ветская энциклопедия», 1973.                              -С.509.

85(5Каз)я2                  Искусство Алматы в       И86                  персоналиях  [Текст]  / Гл.

ред. Б. О. Жакып.-Алматы:

ТОО « Қазақ энциклопедия-

сы»,2009.-С.125.

 

85(5Каз)                      История Казахского ис-

И90                     кусства . Т.3: Искусство  Ка-захстана нового и новейшего

времени [Текст]  / Ред. кол. Б.

Кундакбайулы, Р. Ергалиева,

С. Кузембаева, Г. Жумасеи-това.-Алматы, «Арда+7», 2013.-С.31.

 

92(5Каз)                      «Казахстан» Националь-

К14                    ная энциклопедия [Текст] Т.3

/ Гл. ред. Б. Аяган.-Алматы: Гл. редакция « Қазақ энци-клопедиясы,2005.-С.181.

 

92(5Каз)                      «Казахская СССР»: 4-

К14                     томная краткая энциклопедия [Текст]  Т.4 / Гл. ред. Р. Н. Нургалиев; ред. кол. Ж. М.

Абдиульдин, А. А. Адулин, Ж. А. Абдуталипов и др.-

Алма-Ата: Гл. ред. Казах.

Сов. Энциклопедии,1991.-С.308.

 

85.1(5Каз)                   100 шедевров искусства

С81                     Казахстана. Живопись.         Скульптура. Графика [Текст].

-Алматы: ИД « Жибек жолы»,

2013-.264 с.

 

Буров,Н.

Степь и бесконечность [Текст]  / Н. Буров // Каз. правда.-2004.-5 ноября.-С.8.

Выставка работ А. Кастеева и Сальвадора Дали.

 

Дабаев,И.

Художник из народа [Текст]  / И. Дабаев // Каз. правда.-2004.-27 января.-С.6.

 

Джилкибаев,Э.,Петровский,А.

К Кастееву за вдохновением [Текст]    / Э. Джилкибаев, А. Петровский  // Каз. правда.-2004.-3 августа.-С.4.

 

Ешджанова,С.

Три дня с художником [Текст]  /  С. Ешджанова // Панорама Шымкента.-2004.-

6 февраля.-С.17.

 

 

Ильченко,О.

Каменные картины [Текст]  / О. Ильченко // АиФ.-2004.-№30.-С.6.

 

Калкатина,О.

Эпоха Кастеева [Текст]  /О. Калкатина

// Достық-Дружба.-2004.-№6-7.-С.56.

 

Кешин,К.

Счастливая палитра мастера [Текст]    / К. Кешин // Каз. правда.-2004.-10 января.-С.4.

 

Кешин,К.

Вечные уроки мастера [Текст]  / К. Кешин // Каз. правда.-6 августа.-С.2.

 

Кешин,К.

Вдохновенный певец бытия [Текст] / К. Кешин // Нива.-2004.-№ 4.-С.162.

 

Кузнецова,Е.

Жан Кастеев: « Дух деда меня оберегает» [Текст]  / Е. Кузнецова // Каз. правда.-2004.-15 апреля.

Внук А. Кастеева о своем дедушке.

 

Литвинов,В.

Художественное столетие творчества Кастеева пронизано любовью к земле Ка-захстана [Текст]  / В. Литвинов // Литер.-2004.-31 июля.-С.5.

 

Рожков,А.

Искусство высшей пробы [Текст]  /  А. Рожков // АиФКазахстан.-2004.-№3.-С.5.

О выставках А. Кастеева.

Салов,А.

Мудрость зрелости [Текст]  /  А. Салов

// Панорама Шымкента.-2004.-9 января.-С.3.

 

Самигулин,И.

Самородок казахского искусства [Текст]  /И. Самигулин // Простор.-2004.-№7.-С.171.

 

Стукалина,М.

Степь-его мастерская [Текст]  / М. Сту-калина  // Мысль.-2004.-№9.-С.72.

 

Титова,А.

Удар молнии [Текст]  / А. Титова

// Мегаполис.-2004.-№40.-С.13.

 

Шишкова,Л.

Уроки Кастеева [Текст]  / Л. Шишкова // Каз. правда.-2004.-30 декабря.-С.9.

 

Ниязов,А.

В картинах отражается влюбленность...

[Текст]  / А. Ниязов // Каз. правда.-2006.-17 июля.-С.5.

 

 

Ниязов,А.

Абылхан Кастеев и проблемы форми-рования живописи  Казахстана [Текст]  / А. Ниязов // Простор.-2006.-№8.-С.149.

 

Ниязов,А.

Первозданность мира художника [Текст]  /  А. Ниязов // Мысль.-2006.-№6.-С.56.

 

Раченко,Е.

Мастера кисти добрались до Christies [Текст]  / Е. Радченко // АиФКазахстан.-2010.-№37.-С.20.

В Лондоне прошла выставка « Сокровища Казахстана» с 50 работами казахстанских художников из Гос. Музея искусств им. А. Кастеева.

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

92(5Каз)                      Большая Советская   Эн-

Б79                     циклопедия [Текст]  Т.3 / Гл.

ред. А.М. Прохоров.-М.: «Со-

ветская энциклопедия», 1973.                      -С.509.

 

92(5Каз)                      «Казахстан» Националь-

К14                 ная энциклопедия [Текст] Т.3

/ Гл. ред. Б. Аяган.-Алматы: Гл. редакция « Қазақ энци-клопедиясы,2005.-С.181.

 

92(5Каз)                      «Казахская СССР»: 4-

К14                     томная краткая энциклопе-дия [Текст]  Т.4 / Гл. ред. Р. Н. Нургалиев; ред. кол. Ж. М.

Абдиульдин, А. А. Адулин, Ж. А. Абдуталипов и др.-

Алма-Ата: Гл. ред. Казах.

сов. Энциклопедии,1991.-С.308.

 

85(5Каз)я2                  Искусство Алматы в                И86                       персоналиях [Текст]  / Гл.

ред. Б. О. Жакып.-Алматы:

ТОО « Қазақ энциклопедия-

сы»,2009.-С.125.

Ниязов,А.

Абылхан Кастеев и проблемы форми-рования живописи  Казахстана [Текст]  / А. Ниязов // Простор.-2006.-№8.-С.149.

 

 

 

 

Содержание

От составителей

 

Вступительная статья о творчестве Абылхана  Кастеева

 

Список литературы о жизни и творчестве А. Кастеева.

 

Список используемой литературы

 

 

Для заметок

 

 

 

Послание президента

  КОНСТРУКТИВНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДИАЛОГ – ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ И ПРОЦВЕТАНИЯ КАЗАХСТАНА   Уважаемые соотечественники! Уважаемые депут...

Государственные Символы РК

Государственные символы Республики Казахстан Государственный Флаг Республики Казахстан Государственный Флаг Республики Каза...

Против коррупции
Против коррупции

Открытый бюджет